a_privalov (a_privalov) wrote,
a_privalov
a_privalov

Category:

Колонка от 23 декабря

О слишком искусных интеллектах
Г
отовясь к предстоящему в 2020 году двухсотпятидесятилетию Бетховена, основательные немцы бьют все рекорды изобретательности. В частности, объявлено, что одним из центральных событий огромной праздничной программы станет премьера Десятой симфонии юбиляра — так прямо и пишут: премьера. В конце апреля на родине композитора, в Бонне, будет исполнена несуществующая партитура ненаписанной симфонии. Оказывается, её «допишет искусственный интеллект — с помощью команды музыковедов и программистов». Допишет — это крепко сказано. К симфонии, которую Бетховен, по всей видимости, и впрямь подумывал написать после Девятой, налицо лишь горстка беглых набросков, причём в основном к первой части. Как из этой горстки сделать четыре части, достойные быть приписанными гению, вы не знаете, и я не знаю. А вот искусственный интеллект знает: «Компьютер проанализирует музыкальное наследие композитора и создаст продолжение партитуры»… Попробую объяснить, почему это сравнительно невинное (не убивают же никого!) надувательство так сильно меня злит. Потому что «дописать» бетховенскую симфонию нельзя — и потому что дописывать её никому и низачем не нужно.
Сначала — почему нельзя. Например, потому что именно у Бетховена зрелой поры необыкновенно велика дистанция от простоты, зачастую поразительной, исходного тематического материала — до предельной изощрённости, с которой материал изложен в готовой вещи. Некоторые знатоки полагали, что как раз этой дистанцией в изрядной мере и порождается бьющая в глаза способность его музыки говорить одновременно и о предельно личном — и о вселенски общем. Мнения знатоков, конечно, можно не разделять, но нельзя игнорировать факты; а что прохождение этой самой дистанции от набросков к результату давалось ему, особенно в последние годы, мучительно тяжело — неоспоримый факт. По свидетельству друзей, во время работы он выл как зверь и метался по комнате, «напоминая своим истерзанным видом буйного помешанного». Факт и то, что, пробиваясь к нужному результату, он раз за разом не колеблясь задерживал заказанные вещи, срывая все допустимые сроки и теряя самых преданных поклонников. Кабы путь от набросков к готовой вещи (от его набросков к его готовой вещи) был в каком угодно смысле алгоритмизуем, едва ли мятежный гений мучился бы так сильно и так подолгу. Нет, разумеется, и в поздних его вещах очень сильна объективная дисциплина, которая, вероятно, может быть с тем или иным успехом сымитирована компьютерно, но у Бетховена эта дисциплина всегда — и в последних квартетах, и в Девятой — неразрывно сочетается с изумительной спонтанностью, адекватно имитировать которую… Вы сначала научитесь рулетку обыгрывать, хотя она не гений и вообще железная.
(И заметьте: речь пока шла об идеальном случае, когда известны все темы «дописываемого» опуса. Обсуждаемая же затея, где налицо лишь некоторые темы первой части… Нигерийские письма, помноженные на МММ, — не знаю, с чем ещё сравнивать.)
Сказанное не означает, что выцеленная симфония не будет «дописана». Ещё как будет — ИИ, в отличие от Бетховена, намеченных сроков не срывает — и 28 апреля в Бонне нечто под обещанным названием, вне всякого сомнения, прозвучит и сорвёт подобающую порцию аплодисментов. Только музыка будет неважнецкая, громкому имени якобы автора нисколько не соответствующая — и тут я не гадаю, а говорю уверенно. Опыты с набросками Десятой уже делались, и оркестровые исполнения разных вариантов «восстановленной» из них партитуры (чаще только первой части) легко найти в Сети. Эти реконструкции, сделанные серьёзными музыковедами, обсуждались специалистами, особенных похвал не снискали, но не были и очень уж хулимы — не в последнюю очередь потому, что не претендовали на «подлинность». Да и вопрос, зачем это вообще нужно, имел в тех случаях вполне разумные ответы: в разрозненных строчках черновиков встречается очень хороший материал — стоит склеить из него нечто пригодное для исполнения, чтобы с ним (с материалом! не с несуществующей симфонией!) могли познакомиться не только специалисты. Я тоже послушал эти записи. Небезынтересно, но львиных когтей не видать. Ощущения, что тебя взяли за шиворот и приподняли — ощущения, от будущего юбиляра столь неотъемлемого, — не возникало ни на секунду. В Бонне оно и подавно не возникнет.
Теперь — почему обещанное «дописывание» Десятой не нужно, а может быть, даже и вредно. Тут можно бы напомнить, как быстро нарастает гора туфты вокруг модного термина ИИ: невдалеке уже то время, когда слова «искусственный интеллект» будут вызывать у нормального человека ту же реакцию, какую уже давно вызывают слова «эффективный менеджер», то есть прежде всего омерзение. Но в нашем случае злит не то, что под ИИ отпилят кусочек юбилейного бюджета. Юркие люди всегда пилят бюджеты; не на ИИ с цифровизацией, так на что-нибудь ещё — дело привычное. Тут другое.
Возможно, что организаторы торжеств — безусловно, желая только хорошего, только большей посещаемости своих ивентов, а заодно и большей популярности юбиляра! — просто вот так креативно шутят, а что эта шутка мне не по вкусу, так это мои проблемы. Но мне кажется, что они скорее серьёзны — как вполне всерьёз недавно показали виртуальный концерт давно умершей Каллас, как серьёзно говорят о кинопроектах с умершими актёрами. А если «премьера Десятой» затеяна всерьёз, то она преподаст публике несколько утешительных уроков. Что никакой особенной гениальности в природе нет: на что уж образец гения — поздний Бетховен, а и с ним можно встать вровень за счёт креативности, командной работы и достижений IT-индустрии. Что, стало быть, и признанная иерархия творцов и их творений немногого стоит, раз так легко к заданному числу апреля оказаться на весьма высоком её уровне. Такие уроки не просто лживы, они смертельно опасны для культуры, вне иерархий немыслимой. Это настоящий интеллект состоит в способности находить различия, формализуемые и неформализуемые, и выстраивать иерархии. Адепты же искусственного интеллекта — как минимум в обсуждаемом случае — делают в точности обратное.

https://expert.ru/expert/2020/01/o-slishkom-iskusnyih-intellektah/
Subscribe

  • В специальном выпуске "Эксперта"

    к 75-летию Победы перепечатана моя давняя колонка. Настолько давняя, что этого журнала тогда ещё не было. Вот она. О Дне Победы Я не знаю точно,…

  • Колонка от 27 января

    О контроле, контроле и контроле Многие комментаторы отметили, что сразу два члена нового кабинета вышли в министры из соответствующих надзорных…

  • Колонка от 16 декабря

    О привычной фальши Один из виднейших деятелей многолетней реформы образования академик РАО Асмолов публично попросил президента Путина затормозить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments