a_privalov (a_privalov) wrote,
a_privalov
a_privalov

Category:

Колонка от 27 мая

О популярности слова «деградация»
В
разговорах об отечественном образовании оно всё чаще употребляется открыто, а уж сквозь менее грубые слова помаргивает практически всегда — ну, разумеется, кроме выступлений образовательного начальства. У тех, понятно, всё чудесно, а станет и ещё гораздо лучше. Но не входящие в это начальство лица высказываются всё откровеннее. Вот и президент РАН Сергеев на днях сказал, что происходит деградация университетского образования: «Мы же чувствуем, мы же работаем в институтах, мы же это видим: всё хуже и хуже становятся выпускники». Вице-президент РАН Хохлов также отметил, что «очевидна тенденция снижения уровня вузовского образования», — и предложил «какие-то проверочные экзамены внешние в вузах проводить», а то, мол, станет совсем худо. Роскомнадзор, на совместном заседании с которым и высказались академики, охотно взялся учинить для вузов очередной «егэ». Только ведь не поможет вузам внешний экзамен. Очередное вскрытие вновь покажет, что пациент умер от вскрытия.
Нет, не новый «егэ» сам по себе убьёт вузы — как и тот, исходный ЕГЭ не сам по себе убил школы. Убивает вузы созданная за последние двадцать лет система управления образованием, очередным порождением которой и будет новый экзамен. «Эксперт» недавно опубликовал статью двух физиков, профессоров Пермского университета (см. «Техническая деградация», № 20), где рассказано, как конкретные решения Минобра шаг за шагом ровняли с землёй уровень обучения — прежде всего естественным и инженерным наукам. Вот переход на болонскую систему и неизбежные его следствия; вот изменение норматива, соотносящего число преподавателей и студентов (естественно, общее для менеджеров и экономистов — и физиков, и математиков) и вытекающие из него сокращение аудиторных занятий, преподавательских ставок и числа преподавателей и рост нагрузки оставшихся; вот ставшее следствием тех, тех и этих параметров (опять же, единых для слона и кролика) уплощение программ и снижение требований к студентам… В итоге на физфаке Пермского университета за последние три–пять лет курсы важнейших наук резко ужаты; квантовой механики, скажем, у половины студентов вообще не стало, у прочих оставили по дюжине лекций и семинаров — то есть, по существу, её тоже нет… Вот и представьте себе, как образовательное чиновничество заявится в им же искалеченный университет с внешним экзаменом, поскольку, видите ли, тем людям, которым оно же не давало и не даёт работать, оно более не доверяет!
В школах и внешнего контроля уже мегатонны, и деградация зашла дальше. По случаю десятилетия ЕГЭ по русскому языку группа учителей публично обратилась к начальству с рядом вопросов. Вопросы разные: от того, какими исследованиями доказана целесообразность таких-то и таких-то решений в этой сфере, до того, почему материалы экзаменов никогда не публикуются и, естественно, не анализируются. На мой вкус, сама совокупность этих вопросов, на которые никто никогда не отвечал и отвечать не будет, есть уже приговор реформаторам, но я сейчас не об этом. Словесники констатируют: «Количество разнообразных форм (внешнего. — А. П.) контроля уже догоняет количество часов, отводимых на изучение русского языка как предмета» — примерно то же могут сказать и преподаватели математики, а каковы результаты трудов неусыпных контролёров? Если не врать, они катастрофичны.
Про то, что по математике для получения аттестата за глаза довольно знаний, полученных в начальной школе, говорено не раз; кто не верит — найдите в сети вариант «базового» ЕГЭ. Ну так ведь и по русскому языку требования не выше. Возьмём последнее новшество, которым сейчас так хвалится начальство, — «итоговое собеседование» в девятом классе. Испытуемый должен прочесть вслух текст в двести слов, затем его пересказать, затем сказать десять фраз на заданную тему, затем ответить на три вопроса по этим фразам. Кабы речь шла о языке иностранном, и то такой тест казался бы простоватым, но уж родным-то языком пятнадцатилетний человек должен бы, воля ваша, владеть посвободнее… Ещё недавно в утверждении, будто у нас всеобщего среднего образования нет, а есть лишь безбожно затянутое начальное, слышалось некоторое преувеличение. Теперь это прямая и неоспоримая правда. Да, школ в России очень много, и в некоторых из них, несмотря ни на что, детей и сейчас учат — кое-где даже хорошо учат. Но, к сожалению, эти лучшие школы всегда испытывают и большее давление неотвязных начальничков, что увеличивает риск деградации. Так что даже в те немногие университеты, которые ещё сохраняют серьёзный уровень обучения, скоро станет неоткуда брать подходящих студентов.
Фронтальный подъём сейчас невозможен — прежде всего из-за нехватки людей, обладающих необходимой квалификацией; поэтому представляется разумной идея создания «опорных школ РАН» для продвинутых учеников, уже доказавших и свою мотивированность, и свои способности. С 1 сентября заработает 101 такая школа по всей России. В этих школах будут по особым программам преподавать действующие учёные; в них будет (как я понял) несколько ослаблена удушающая хватка чиновников; им дадут (как я понял) немножко денег — и на какое-то количество выпускников, готовых к серьёзному обучению в серьёзных вузах, можно будет серьёзно рассчитывать. Как ни странно, это нововведение тут же обругали: как это так, выделить часть детей из общего ряда! Лауреат премии президента РФ в области образования психолог Петрановская возмущается: мол, таким образом сворачивается система всеобщего среднего образования; мол, «уделять внимание надо тем школьникам, которые не горят желанием учиться»! Странные всё-таки люди. Будто не видят, что система-то по факту уже свёрнута — см. выше. А так — кто спорит? Теми, кто не хочет учиться, тоже следует заниматься; по мне, это задача скорее родителей, чем государства, но — да, несомненно, и государства тоже. Вот только острая необходимость предотвратить исчезновение в стране интеллектуальной элиты наличием указанной задачи не отменяется. Тех, кто может и хочет учиться, — вот хоть ты что, а надо по возможности стараться учить как следует.

https://expert.ru/expert/2019/22/o-populyarnosti-slova-degradatsiya/
Subscribe

  • В специальном выпуске "Эксперта"

    к 75-летию Победы перепечатана моя давняя колонка. Настолько давняя, что этого журнала тогда ещё не было. Вот она. О Дне Победы Я не знаю точно,…

  • Колонка от 27 января

    О контроле, контроле и контроле Многие комментаторы отметили, что сразу два члена нового кабинета вышли в министры из соответствующих надзорных…

  • Колонка от 23 декабря

    О слишком искусных интеллектах Готовясь к предстоящему в 2020 году двухсотпятидесятилетию Бетховена, основательные немцы бьют все рекорды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • В специальном выпуске "Эксперта"

    к 75-летию Победы перепечатана моя давняя колонка. Настолько давняя, что этого журнала тогда ещё не было. Вот она. О Дне Победы Я не знаю точно,…

  • Колонка от 27 января

    О контроле, контроле и контроле Многие комментаторы отметили, что сразу два члена нового кабинета вышли в министры из соответствующих надзорных…

  • Колонка от 23 декабря

    О слишком искусных интеллектах Готовясь к предстоящему в 2020 году двухсотпятидесятилетию Бетховена, основательные немцы бьют все рекорды…