a_privalov (a_privalov) wrote,
a_privalov
a_privalov

Categories:

Колонка от 13 мая

О ежегодной напасти
П
исательница Чижова накануне Дня Победы сообщила швейцарской газете, что «в трагедии ленинградской блокады виноваты Гитлер и Сталин: эту трагическую фугу, они, два самых страшных диктатора XX века, сыграли в четыре руки». С ролью Гитлера всё и прежде было в целом понятно, по Сталину же Чижова дала разъяснение. Оказывается, он страстно ненавидел Ленинград из-за «способности ленинградцев к самостоятельному мышлению» и стремился его уничтожить. «Ничем иным, — говорит Чижова, — невозможно объяснить, почему в условиях, когда в блокадное время на Большую землю шли составы с военной техникой, которую выпускали ленинградские заводы, Сталин и его приспешники не организовали регулярное снабжение города продуктами питания». А ведь можно же было и прислать продовольствие — в вагонах-то из-под военной техники: «по подсчётам историков, было задействовано не менее ста эшелонов»! Полбеды, что ложь это грязная, она к тому же и беспредельно глупая. Блокада потому и звалась блокадой, что никакие составы не ходили ни в город, ни из города и, главное, все об этом знают! И врущая писательница знала, что врёт: она же издала целую книгу о блокаде — должна же была в процессе писания хоть в Википедию разок заглянуть! — но уж очень хотелось, видимо, брякнуть что-нибудь новенькое, как-то отличиться на фоне ежегодного приступа обличений неправильного празднования, да и вообще празднования Девятого мая.
А отличиться на этом фоне и правда с каждым годом труднее. И про то, что нечего радоваться, если один тоталитарный режим победил другой, не имея на победу никакого морального права, и про постыдное оказёнивание принципиально частного памятного дня, и про необходимость в этот день скорбеть, а не радоваться и уж тем более не бряцать оружием, и про то, что великий день осёдлан неосталинистами, — по этим и смежным направлениям всё уже сказано не по разу и не по тысяче раз, но не помогает. Одураченное госпропагандой быдло как праздновало День Победы, так и празднует, как смотрело парад на Красной площади, так и смотрит, хоть кол ему на голове теши. И на шествие Бессмертного полка ходит при любой погоде. И даже спорами критиков своего праздника удостаивает с каждым годом всё меньше и меньше.
И это правильно: спора-то всё равно не получается. Человек, сказавший про тоталитаризмы с обеих сторон, полагает, что из этого факта следует всё, что ему нужно: и что радоваться нечему, и что гордиться тем более нечем. Можно, конечно, ему ещё раз сказать, что одна сторона зажгла печи Освенцима, другая их погасила; что одна сожгла вместе с жителями Хатынь, Лидице и ещё многие сотни деревень, а другая намотала сжигавших на гусеницы танков… Так ведь он это и сам знает, но всё равно праздновать победу и сам не хочет, и другим не велит. Можно, наверно, ходить по этому кругу и ещё год, и ещё, осмысленности диалог всё как-то не обретает, а интерес к нему тает на глазах.
В этот раз, мне показалось, чаще прежнего звучит аргумент: у других так не делают — или делают не так. Мол, подчёркивая связь Победы с советским тоталитаризмом, перегружая праздник триумфальной государственнической и милитаристской мишурой, мы окончательно отпадаем от мирового празднования 8 мая, маргинализуемся — и в памяти человечества выпадем из числа настоящих победителей фашизма, каковыми останутся одни лишь западные демократии. Тут есть что возразить по деталям (что, например, значит «подчёркивать связь победы с советским тоталитаризмом» — указывать, что победил в войне Советский Союз, а не РФ? а как прикажете от этого уклониться? и зачем уклоняться?), но у других так и правда не делают — по весьма ощутимым причинам. Начать с того, что война у нас и у них была не вполне одинаковой: коротко говоря, к ним враг приходил доминировать, к нам — поработить и уничтожить. И вёл он себя у нас и у них очень, очень по-разному. Отсюда различия и в ходе борьбы с врагом, и в её результатах — и, стало быть, в праздновании этих результатов. Для европейцев, возможно, 8 мая и впрямь, скорее, день медитации и примирения — не знаю; им виднее. Для нас Девятое — это праздник из праздников, великое торжество избавления от навалившейся на родину страшной гибели, избавления, добытого страшными потерями и немыслимым напряжением сил.
Далее, мы празднуем окончание разных войн: они — Второй мировой, мы — Великой Отечественной. Она была важной (по нашему мнению, решающей) составной частью мировой войны, но в народном сознании — вполне независимо от перемен официальной позиции — частью совершенно самостоятельной. Это не первый такой случай. Полутора столетиями раньше были наполеоновские войны — и была их часть, определившая судьбу целого, — наша Отечественная война. И делёжка лавров тогда прошла точно так же: через несколько десятилетий Запад уже утвердился в тождестве победы над Наполеоном с победой при Ватерлоо, где нас не было, хотя в Ватерлоо Наполеон располагал силами, на порядок меньшими Grande Armée, которую он, ещё непобедимый, привёл в Россию и которую Россия перемолола. Так и теперь. Опросы уже давно, задолго до текущего обострения наших отношений с Западом, показывали, что внятное большинство называют победителями Гитлера союзников (прежде всего американцев), а нас мало кто и поминает. Что делать — придётся это как-нибудь пережить.
От ежегодных вихрей критики и поучений накануне Девятого мая, а равно и от их полной бесплодности исподволь сложилось впечатление, что вопрос, праздновать ли День Победы или смиренно встречать его в печали и покаянии, оказался гораздо более важным, чем можно было предполагать. Похоже, что через этот «шиболет народный» пролегла граница между «мы» и «не мы»: если победила родина, то праздновать, если победил «режим», то не надо. Знать бы, через какие ещё точки проходит эта граница, но такого знания пока нет — и боюсь, не у меня одного. А здесь прошла — на мой-то взгляд, скорее не благодаря, а вопреки не раз менявшим направление усилиям официоза — и не кажется вероятным, что в обозримой перспективе что-либо в этом вопросе поменяется. И ни неизбежная фальшь официоза, ни пошлость и безвкусица попсово-коммерческой возни ничего здесь всерьёз испортить, а тем более радикально изменить не могут и не смогут.

https://expert.ru/expert/2019/20/o-ezhegodnoj-napasti/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments