a_privalov (a_privalov) wrote,
a_privalov
a_privalov

Category:

Колонка от 10 октября

О частностях и принципах
В
ысказывания президента Российской академии образования Л. А. Вербицкой об изменениях в школьной словесности произвели на публику сильное впечатление. Ещё бы! Госпожа президент (подчеркнув, правда, что «в этом вопросе нет единого мнения») выразилась так: «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы “Войну и мир” Толстого, а также некоторые романы Достоевского нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьёзными рассуждениями на разные темы. Не может ребёнок понять всей их глубины». Согласитесь, впечатляет. Это как если бы тренер пловцов предложил оставить в бассейне воды по щиколотку. Резонанс пошёл такой, что пресс-служба РАО сочла необходимым поспешно разъяснить: г-жа Вербицкая высказывала лишь своё собственное мнение, ничуть не категоричное, и никаких изменений в программу в данный момент вносить не предполагается. Публика поверила ли, не поверила, но привычно переключила внимание на очередной скандал. Оно и правильно, конечно; но мне этот эпизод показался весьма знаменательным.
Дело не в конкретном высказывании. Нет, оно и само мне не нравится — и хорошо, что возражения ему сразу же прозвучали в таком изобилии. Но гораздо больше сути высказывания меня тревожит неизбежно встающий вопрос. Ну хорошо, личный опыт филолога и педагога Л. А. Вербицкой привёл её к абсолютной убеждённости, что в школе не нужны ни «Война и мир», ни некоторые романы Достоевского (какие именно? разве их там сейчас больше одного?), — ладно. Но она же ещё и президент Академии образования, то есть официального средоточия отечественной педагогической мысли. Что, средоточие совсем ничего не выработало по затронутым проблемам? Я не о перечне книг в программе, конечно; я о принципах. Правда ли, например, что школа должна настойчиво играть на упрощение, всё тщательнее остерегаясь требовать от ученика усилий? Что ученику стоит показывать только то, что он — такой, какой сейчас есть, — способен сразу и полностью понять? Как-то похоже, что средоточие на этот счёт молчит — раз даже его президент оказывается вынужден опираться лишь на своё частное мнение.
Средоточие и вообще всё больше молчит. Четверть века в стране идёт жёсткая реформа образования; какова была в ней роль РАО, академии этого самого образования? Поди вспомни; если и была, терялась где-нибудь в четвёртом знаке. В основном ни инициатив, ни возражений — вялый одобрямс. Было бы несправедливо всю вину за такую беспомощность возложить на саму РАО. Идеологи и вожди реформы — люди серьёзные, они сознательно выстроили и зорко стерегли идеально герметичную систему выработки и принятия решений, и академия в эту систему не входила — вот её, в сущности, никто ни о чём серьёзном и не спрашивал. Протестовать академики не отваживались: вопросы финансирования решались именно теми, против кого порой даже и в РАО хотелось протестовать, — ну и так далее. Понятно, что и разработкой плана действий, альтернативных реформе — или выправляющих ошибки реформы, никто в РАО не занимался. И такого плана нет; а РАО его разработкой и сейчас не занимается — во всяком случае, никому об этом не сообщает.
Между тем нужда в таком плане сейчас очень велика. Взять ту болевую точку, которую задела упомянутая фраза Вербицкой, школьную программу. Очевидно же, что это не куча разрозненных вопросов, а одна большая — огромная! — системная проблема. Можно прибавить астрономию, взяв часы у второго иностранного языка, или, наоборот, прибавить часы иностранным языкам, забрав их у химии; можно ввести уроки труда, можно не вводить; можно увеличить или уменьшить число часов на ОПК, ОБЖ, АБВ, ЁКЛ и так далее — иные из таких шагов будут вполне осмысленными. Но так не удастся решить проблему, страшно запущенную за годы школьной реформы: всё содержание школьного образования давно и безоговорочно устарело. Нужно заново разработать фундаментальное ядро школьного курса и на его основе — новое содержание общего среднего образования. Не по деталям — целиком. В соответствии с новым содержанием нужно будет устраивать новую систему педагогического образования и много ещё чего. И всё это не сделается само и не может быть сделано за три дня на коленке — это нужно целенаправленно делать, причём делать всерьёз. РАО этим не занята — кто займётся?
Повторю: я — как, вероятно, многие и многие сограждане — искренне желаю успеха новому министру образования; но решение стоящих перед ней задач, и без того труднейших, затрудняется проведённой её предшественниками за последние пятнадцать лет зачисткой интеллектуального поля. В сфере образования нет объединённых команд — кроме, собственно, самих «реформаторов». Надеяться на них в деле выправления их же огрехов было бы странно — значит, команды надо собирать заново. И делать это надо скорее — во-первых, пока ещё есть люди, и профессионально, и по-человечески готовые к этой неблагодарной и тяжёлой работе. Во-вторых, действия, не основанные на системных решениях, неизбежно будут приводить и новое руководство Минобра к ошибкам.
Первая, на мой взгляд, существенная ошибка может случиться уже скоро: министр Васильева анонсировала намерение вернуть вузам — то ли социально значимым, то ли вообще всем — право проводить свои вступительные экзамены. Слов нет, сложившаяся вокруг ЕГЭ система нехороша, но сегодня всё наше образование завязано на ней, большинство участников процесса в ней обжились — прямо отменять ЕГЭ и нельзя, и не нужно. Но и очеловечивать систему ЕГЭ нужно не с того конца. Необходим комплекс мер, начинающийся не с вузов, а со школы. Нужно со следующего же года разделить выпускные и вступительные экзамены. Школа должна получить обратно свои выпускные, без которых она, как показала практика, перестаёт быть собой (см., например, «О том, что сталось со школой», № 17 за 2015 год), а ЕГЭ должен утратить статус выпускного экзамена. Дальнейшие перемены — во взаимоотношениях вузов с ЕГЭ — целесообразнее было бы проводить во вторую очередь.
В любом случае нужен единый план действий. Именно единый: и о содержании образования, и о кадрах, и о системе экзаменов, и об образовательной индустрии — в комплексе. Министру впору бросать клич: способные думать — думайте!

http://expert.ru/expert/2016/41/o-chastnostyah-i-printsipah/
Subscribe

  • В специальном выпуске "Эксперта"

    к 75-летию Победы перепечатана моя давняя колонка. Настолько давняя, что этого журнала тогда ещё не было. Вот она. О Дне Победы Я не знаю точно,…

  • Колонка от 27 января

    О контроле, контроле и контроле Многие комментаторы отметили, что сразу два члена нового кабинета вышли в министры из соответствующих надзорных…

  • Колонка от 23 декабря

    О слишком искусных интеллектах Готовясь к предстоящему в 2020 году двухсотпятидесятилетию Бетховена, основательные немцы бьют все рекорды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments