a_privalov (a_privalov) wrote,
a_privalov
a_privalov

Category:

Колонка от 6 июня

О новом уровне возражений
Н
едовольство состоянием дел в отечественной школе исподволь вышло на новый уровень. Неприятие как сути нескончаемой школьной реформы, так и способов её продавливания, недовольство как уровнем подготовки выпускников, так и динамикой этого уровня, и прежде всего, конечно, недовольство единым государственным экзаменом (ЕГЭ) все последние годы были массовыми. Но в поле зрения широкой общественности это недовольство попадало (или, возможно, допускалось) не чаще двух раз в год: после самих школьных экзаменов — и по окончании приёма в вузы. И Минобру удавалось без особого труда отмахиваться от таких сезонных всплесков — тем более что изрядная часть критики трёхбуквенной чумы и вправду бывала скорее страстной, чем внятной и конструктивной. Теперь не так. Во-первых, протест стал круглогодичным. Да, последний законопроект против ЕГЭ поступил в Госдуму только что, то есть «в сезон»; но вот предпоследний поступил в марте 2015 года (отвергнут в ноябре); с начала мая в Татарстане собрано несколько тысяч подписей под петицией к президенту республики: сделать Татарстан «пилотным регионом по отмене ЕГЭ»; сходные движения разворачиваются и в других регионах страны. Во-вторых — и это несравненно важнее — протест стал взвешенным и конструктивным.

Понятно, что не сам «стал» — люди сделали. Как известно, единый экзамен вводился сначала в нескольких субъектах федерации «в порядке эксперимента». Итогов эксперимента Минобр не подводил и даже не притворялся, что подводит: эксперимент просто объявили успешным, после чего новшество накрыло уже всю страну. Да и потом серьёзного анализа результатов и последствий нововведения реформаторы не делали и делать не собираются; но, по счастью, есть пока и нечиновные специалисты. Им, правда, никогда не была доступна полная информация по ЕГЭ (она ведь жутко секретная!), но и по неполным данным многое про эту институцию удалось общими усилиями понять и доказать. И теперь кроме непрекращающихся разговоров о том, что этот самый ЕГЭ есть сознательное разрушение системы образования и ключевой элемент плана дебилизации населения России и т. п. (на каковые разговоры никто, понятно, и бровью не ведёт), оппоненты Минобра могут выдвинуть — и выдвигают — внятные и доказательные тезисы, ответить на которые столь же внятно начальникам образования попросту нечем.
Повторю вкратце некоторые из них. ЕГЭ не объединил выпускные экзамены со вступительными, а упразднил их. Выпускными и по сути, и по закону можно считать лишь обязательные испытания: по русскому языку и по математике. В них аттестационная планка чрезвычайно низка и продолжает — под давлением очевидных социально-политических причин — понижаться; в результате сдать оба обязательных экзамена, то есть получить аттестат о среднем образовании, может сегодня любой толковый пятиклассник. Школа как самостоятельный субъект перестала существовать; в ней стало можно безнаказанно не учить и не учиться — что и происходит во всё более широких масштабах. Далее. Минобр добился, что оценка его деятельности производится по баллам ЕГЭ («смотрите, как вырос средний балл по русскому языку!»); притом что и трудностью заданий экзамена, и шкалами выставления первичных и окончательных баллов бесконтрольно распоряжаются чиновники, можно констатировать, что создана и работает целая система очковтирательства: и политическому руководству страны, и стране в целом внушается, что в школе всё хорошо и с каждым годом лучше. Далее. «Приемлемость» набранных баллов по ЕГЭ нимало не гарантирует способность выпускника учиться дальше — большинство либо выпадает из вузовского обучения, либо доползает до дипломов с дутыми тройками. Ещё раз: это уже не лозунги, это утверждения, которые можно доказать — как и мифичность бесконечно славимых независимости и объективности ЕГЭ, как и ложность любимой мантры реформаторов о принесённой единым экзаменом победы над коррупцией.
Показательна судьба прошлого законопроекта на тему ЕГЭ. Его авторы (ЗакС Карелии) предлагали лишить единый экзамен аттестационных функций и поэтапно вернуть в школу традиционные выпускные экзамены. Обсуждение этого проекта в Думе (видеозапись доступна на YouTube), по-моему, прекрасно демонстрирует, как слабо Минобр и его сторонники умеют отвечать на аргументы нового типа — только лобовым отрицанием: нет, единый экзамен поборол коррупцию; нет, качество образования не падает… В дискуссии сколько-нибудь открытого типа им вряд ли удалось бы отстоять своё детище. А в Думе — удалось. Интересен результат голосования: жириновцы и коммунисты — поголовно «за»; справороссы — большинство «за»; ЕР — почти поголовно «не голосовали». То есть представители правящей партии не хуже других понимают, чего от них ждёт избиратель, и таким нехитрым манером и начальство не огорчают — и против народа как бы не идут: мол, не мы проект зарубили, он сам не прошёл.
Депутаты Республики Карелия не сдались и на днях подали другой проект закона; технически он сделан лучше первого, но по сути к нему близок: итоговую аттестацию по ЕГЭ снова предлагается отменить. Единый экзамен по русскому языку, как и остальные вступительные ЕГЭ, сделать добровольным. Итоговым испытанием по русскому языку сделать сочинение. Базовый ЕГЭ по математике отменить; экзамен по математике проводить в форме выпускной контрольной работы на материале программы старших классов — и так далее. К проекту есть вопросы, но направление в нём правильное. В последний год после изрядного перерыва стали вновь появляться предложения знающих людей насчёт того, что же делать с нашим образованием. Проекты, попадавшиеся мне на глаза, далеко не во всём согласны друг с другом, но по этому именно пункту там совершенное единодушие. Школе должна быть возвращена субъектность — вместе с правом самой оценивать своих учеников, то есть, в частности, с выпускными экзаменами. ЕГЭ, по утверждению Минобра, хорош как вступительный тест? Это не очень правда, но ладно — оставьте его пока в роли вступительного экзамена. Движение против ЕГЭ в его нынешнем виде наверняка продолжит нарастать и уже готово проявлять конструктивность — вопрос, готовы ли власти начать с ним сотрудничать.
http://expert.ru/expert/2016/23/o-novom-urovne-vozrazhenij/
Subscribe

  • В специальном выпуске "Эксперта"

    к 75-летию Победы перепечатана моя давняя колонка. Настолько давняя, что этого журнала тогда ещё не было. Вот она. О Дне Победы Я не знаю точно,…

  • Колонка от 27 января

    О контроле, контроле и контроле Многие комментаторы отметили, что сразу два члена нового кабинета вышли в министры из соответствующих надзорных…

  • Колонка от 23 декабря

    О слишком искусных интеллектах Готовясь к предстоящему в 2020 году двухсотпятидесятилетию Бетховена, основательные немцы бьют все рекорды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • В специальном выпуске "Эксперта"

    к 75-летию Победы перепечатана моя давняя колонка. Настолько давняя, что этого журнала тогда ещё не было. Вот она. О Дне Победы Я не знаю точно,…

  • Колонка от 27 января

    О контроле, контроле и контроле Многие комментаторы отметили, что сразу два члена нового кабинета вышли в министры из соответствующих надзорных…

  • Колонка от 23 декабря

    О слишком искусных интеллектах Готовясь к предстоящему в 2020 году двухсотпятидесятилетию Бетховена, основательные немцы бьют все рекорды…