a_privalov (a_privalov) wrote,
a_privalov
a_privalov

Category:

Фуртвенглеровский "Тристан"

Заметка в рубрику "Ретрорецензии" журнала "Вещь": http://www.expert.ru/printissues/thing/2006/03/tristan_i_izolda/ .

Первая студийная оперная запись великого дирижера Вильгельма Фуртвенглера

Это совершенно поразительная запись. Сколько бы замечательного ни скопилось за сто с лишним лет в мировой фонотеке, фуртвенглеровский "Тристан", безусловно, одно из величайших её чудес.

Великим чудом был и сам Вильгельм Фуртвенглер. Святослав Рихтер выразился о нём кратко: "Можно лишь сказать, что его и всех прочих разделяла пропасть!" - если в этих словах и есть преувеличение, то не чрезмерное. В начале девяностых немцы сделали отличный фильм "Великие дирижёры прошлого", собрав куски кинохроники и комментарии очевидцев. О Фуртвенглере человек, успевший в молодости под его руководством поиграть в оркестре Берлинской филармонии, рассказывает там такую историю. Оркестр собрался на репетицию. Музыканты настраивают инструменты "ну, вы знаете этот звук". "И вдруг, - говорит пожилой рассказчик, и лицо его зажигается, - я слышу, что этот звук становится прекрасным. Поднимаю глаза - в дверях стоит Фуртвенглер".

В этот рассказ легко поверить, потому что даже от самых старых и несовершенных записей маэстро отчётливо тянет волшебством. Каждый второй, если не просто каждый, кто пишет о его исполнениях, нет-нет да употребит словцо вроде магия Фуртвенглера; и это не столько лишнее свидетельство непреодолимой трудности передачи музыкальных впечатлений словами, сколько констатация очевидного факта: его работа выступает из любого ряда - некая магия и впрямь налицо.

Нагляднейшим её примером осталась запись "Тристана". Именно о ней заговорил Аверинцев (говоря не о "том, как ставить Вагнера", а о "том, как жить"), когда ему понадобилось с благодарным восхищением вспомнить "атмосферу значительности, значимости, почти ритуальной, почти иероглифической знаковости, столь совершенно воссоздавшуюся в блаженные времена Фуртвенглера, Зутхауза и прочих". Значительность, значимость очень точные слова для разговора об искусстве Фуртвенглера. (На всякий случай оговорюсь: они тут никак не синонимичны монументальности и тем паче надутости: кто не слышал, например, "Маленькой ночной серенады" в исполнении Фуртвенглера - исполнении безоговорочно значительном,  - тот не знает, что такое моцартовская лёгкость.) У него был дар понимать и высвечивать в исполняемых вещах все слои смысла, вплоть до самых высоких. "Тристан" явился для такого дара идеальной точкой приложения. Известно, что Вагнер на некоем этапе работы над оперой взялся искоренять и практически искоренил из текста историческую и религиозную конкретику, он сокращал повествовательные куски, добиваясь и, в общем, добившись не поэтического, но философского лаконизма. Он делал и сделал миф - миф о Любви, Смерти и Ночи (заглавные буквы, право же, не от манерности: иначе тут нельзя). Фуртвенглер передаёт этот миф идеально, думаю, сам Вагнер не мог бы пожелать лучшего исполнителя. Дирижирование поистине невероятное - честная речь о нём неизбежно звучит как свалка гипербол; музыкальная красота, драматическая яркость и духовная значительность каждого эпизода, каждой фразы, не мешая, но помогая друг другу, сливают всю огромную оперу в единый неотменимый мир, как бы видимый целиком из любого такта.

У этой записи, ставшей одним из шедевров не только дирижёра, но и продюсера, знаменитого Вальтера Легге, есть черта, казалось бы, крайне затрудняющая достижение первоклассного результата, - возраст ведущей исполнительницы. Кирстен Флагстад, одной из самых прославленных Изольд века, к моменту записи было 57 лет. Конечно, это сказывается. Того, что несколько верхних "до" во втором акте вместо Флагстад спела Элизабет Шварцкопф, непредупреждённый человек не услышит (да и предупреждённый вряд ли отличит); однако некоторая несвобода в верхах бывает заметна, можно указать даже прямые вокальные огрехи в начальных сценах. Но Фуртвенглер недаром хотел записать именно её. Уникальный "тёмный" тембр голоса Флагстад, её страстная вовлечённость в партию, неоспоримое величие в каждой фразе - не знаю, бывали ли Изольды сильнее. Мне, во всяком случае, слышать не доводилось.

Помянутый Аверинцевым Людвиг Зутхауз - великолепный Тристан: мощный, свободный, неостановимый и поразительно настоящий. Иные критики писали о нехватке лиризма может, в чём-то они и правы, только Тристан-то не Ромео. Он сверхчеловек. "Ein Herr der Welt, Tristan der Held!" ("Господин мира, герой Тристан!") величает его Курвенал; Тристан у Зутхауза именно таков. Молодой Фишер-Дискау поёт Курвенала просто феноменально. Йозеф Грайндль прекрасный король Марк. Впрочем, уровень, задаваемый дирижёром, и духовная мощь, исходящая из этой записи, таковы, что о подробностях можно особенно и не разговаривать.
Технический уровень записи, разумеется, современным привычкам не отвечает. Однако он оказывается достаточным, чтобы можно было не догадываться о совершенстве оригинала, но слышать его. Сходная мысль пришла, по-видимому, в голову и самому Фуртвенглеру - прослушав пробные оттиски, он сказал: "Должен признать, что достигнута точка, когда уже имеет смысл делать записи". И он действительно стал их делать, да только времени ему оставалось мало. Он успел сделать ещё две студийные оперные записи - "Фиделио" и "Валькирии", и обе они изумительны, но "Тристан", по-моему, остался непревзойдённым.

Если вы, не будучи опытным вагнерианцем, соберётесь слушать эту запись, позвольте дать вам два совета. Во-первых, перед каждой сценой вчитайтесь в соответственный кусок либретто - даже если хорошо знаете немецкий, а тем более, если не знаете: тут, в отличие от bel canto, текст понимать нужно. Во-вторых, твёрдо помните, что перед вами абсолютный шедевр и что он не перестаёт быть таковым, если с первого - и даже со второго! - раза вам не понравится. Не так уж много нужно внимания и терпения, чтобы перед вами открылся целый прекрасный мир и навсегда остался с вами.

Subscribe

  • В специальном выпуске "Эксперта"

    к 75-летию Победы перепечатана моя давняя колонка. Настолько давняя, что этого журнала тогда ещё не было. Вот она. О Дне Победы Я не знаю точно,…

  • Колонка от 27 января

    О контроле, контроле и контроле Многие комментаторы отметили, что сразу два члена нового кабинета вышли в министры из соответствующих надзорных…

  • Колонка от 23 декабря

    О слишком искусных интеллектах Готовясь к предстоящему в 2020 году двухсотпятидесятилетию Бетховена, основательные немцы бьют все рекорды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments